Update your browser to use the site

Налоговые законопроекты 5600 и 5636 могут оказаться разрушительными для агросектора

20.09.2021

Проблемы налогообложения аграрного сектора, в частности, в разрезе законопроектов №5600 и №5636 обсудили в ходе круглого стола «Сколько налогов платит аграрный бизнес в Украине: сравнение в разрезе секторов экономики и международной практики».

Так, было отмечено, что сегодня в этом вопросе существует много спекуляций, мол, сельское хозяйство в Украине является дотационным, агропроизводители имеют много льгот и платят меньше налогов, по сравнению с другими секторами экономики.

«На самом деле украинское сельское хозяйство на сегодняшний день является донором как для местных бюджетов, так и для государственного. При этом, ежегодно происходят попытки увеличить налоговую нагрузку на агропроизводителей. В очередной раз, стереотип о дотационности украинского агросектора нашел отражение в законопроектах №5600 и №5636. Последний, кстати, предлагает повысить единый налог четвертой группы для агропроизводителей вдвое», — отметил Роман Сластен, генеральный директор ассоциации« Украинский клуб аграрного бизнеса».

В качестве примера, в 2019 году аграрный сектор уплатил в госбюджет 26,06 млрд грн налогов и еще около 5,2 млрд грн — в местные бюджеты. Это 5% в процентном соотношении к общему объему налогов, уплаченного всеми секторами экономики. Если же рассматривать эту сумму в соотношении к объему реализованной продукции, то налоги в сельском хозяйстве составляют 1,2%, тогда как отрасль оптовой и розничной торговли платит 0,7% налога на прибыль и единого налога от объема реализованной продукции, перерабатывающая промышленность — 0 , 9%, энергетика — 1,1%.

«Кроме того, в сельском хозяйстве есть такая вещь как НДФЛ по аренде земли. По официальной информации, в 2019 году сельхозпроизводители оплатили 46 млрд грн за аренду земельных паев, и из них — 9,1 млрд грн было удержано в качестве НДФЛ, что составляет еще почти 2% от выручки. Если учесть этот налог, то сельское хозяйство платит в два раза больше налогов, чем в среднем все отрасли по Украине», — комментирует Сластен.

Еще один момент, который не учитывает налоговая служба — это социальные соглашения. Большинство сельхозпроизводителей платят благотворительные взносы на развитие местных общин или же местных жителей. Такие выплаты обычно составляют от 100 до 250 грн / га. А это еще 1,5-2,5 млрд грн дополнительно.

Что же касается дотаций, то Михаил Соколов, заместитель председателя ГС «Всеукраинская Аграрная Рада», сравнил сельское хозяйство Украины с агросектором стран-торговых конкурентов по показателю PSE (оценки поддержки производителей), который ежегодно определяется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для определенного перечня стран, в который также входит Украина.

«Этот показатель учитывает не только государственную поддержку, но и другие меры, влияющие на деятельность агропроизводителей. Например, поддержание цен на внутреннем рынке, льготное налоговое бремя или, наоборот, искусственное занижение цен на внутреннем рынке или повышение цен на услуги, которыми пользуется агропроизводитель (например, логистика). То есть, данный показатель дает возможность увидеть интегральную оценку влияния всей политики государства на агросектор. И, согласно этому показателю, есть только одна страна в мире, которая находится ниже Украины — это Аргентина. В других странах PSE значительно выше», — сказал Соколов.

Как мы уже писали, чтобы, украинском агросектора достичь уровня европейских показателей, его государственная поддержка должна быть в 54 раза больше запланированной на следующий год.

Кроме того, Олег Гетман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы, озвучил две самые большие проблемы украинской налоговой системы, которые обнаружили специалисты их платформы во время своих исследований.

Первая проблема — высокий уровень налоговой нагрузки, в частности, фонд оплаты труда. Он связан с чрезмерным, но не оптимальным по уровню развития государства перераспределением ВВП через публичные финансы.
Вторая проблема — несоответствие структуры налогов национальным особенностям и целям экономического развития. В частности, слишком большую роль для страны, где существует системная коррупция, играют прямые налоги и квазиналоги (налогообложение труда), когда одновременно невесомыми есть налоги на недвижимость и землю.

«Эксперты Экономической экспертной платформы считают, что единый налог четвертой группы является удачной заменой налога на прибыль. Фактически он и является тем налогом на выведенный капитал, о котором все мечтают многие годы, совмещенный с налогом на землю. И он одновременно является как удачным примером замены прямых налогов налогами, которые привязаны к недвижимому имуществу, так и примером удачного администрирования, когда между бизнесом и проверяющими органами не возникает споров о размере налога к уплате. При этом методика его расчета должна быть модифицирована, чтобы учитывать особенности ведения сельского хозяйства в засушливых регионах», — замечает Олег Гетман.

Данил Гетманцев, председатель Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, и Николай Сольский, председатель Комитета ВРУ по вопросам аграрной и земельной политики, к сожалению, не смогли принять участие в дискуссии и ответить на вопросы участников рынка. Однако организаторы выразили намерение вскоре вернуться к этим вопросам вновь и таки получить ответы от представителей законодательной власти.
Источник: ВАС

Вернуться
Обратная связь





×