Update your browser to use the site

Паразиты на воде: кто пытается сорвать реформу орошения в Украине

10.12.2021

В Украине в течение многих лет действует сговор между некоторыми фермерами, покупающими воду за полцены, и руководителями оросительных систем, которые списывают это как потери.

Возобновление орошения в Украине может начаться уже в следующем году. Профильный комитет ВРУ одобрил и рекомендовал парламенту принять во втором чтении и в целом законопроект №5202-д «Об организациях водопользователей и гидротехнической мелиорации земель».

Соответственно, он может быть окончательно принят в ближайшие пленарные недели.

Документ предусматривает создание организаций водопользователей (ОВП), которые объединят аграриев и получат объекты мелиоративных систем нижнего уровня, которые находятся в государственной или коммунальной собственности или бесхозны.

Это значит, что теперь заботиться о мелиоративных объектах, которые подают воду на поля — насосные станции, трубопроводы, гидранты — будут аграрии, то есть именно те, кто напрямую зависит от их исправной работы.

Казалось бы, Верховная Рада могла этот законопроект с легкостью рассмотреть. Ведь он полезен не только государству, аграриям и обществу, но и поддерживается уважаемыми международными организациями — Программой USAID по аграрному и сельскому развитию – АГРО, Всемирным банком.

Однако произошло не так, как предполагалось. Он трижды рассматривался в первом чтении, хоть и набрал в итоге 312 голосов.

Не обошлось без сюрпризов и при его рассмотрении в аграрном комитете до второго чтения. Накануне народные депутаты получили письмо-обращение от 32 аграрных предприятий, получающих орошение от Ингулецкой оросительной системы, которые высказались против законопроекта.

И это, на первый взгляд, довольно странно, ведь согласно законопроекту именно они должны получить контроль над работой оросительных сетей, из которых получают воду.

Почему так получилось и почему их коллеги из Николаевской области, узнав об этом письме, поспешили обратиться в комитет уже в поддержку законопроекта?

Забегая вперед скажу, что ситуация с письмом очень красноречиво демонстрирует, почему законопроект так трудно продвигается в парламенте и почему некоторые аграрии выступают против него.

В капле воды отражается море

Уже на заседании комитета выяснилось, что из 32 подписантов письма против законопроекта пятеро не имеют разрешения на специальное водопользование.

Этот документ должны получать все хозяйствующие субъекты, использующие воду в своей деятельности, — от водоканалов и заводов до аграриев и железной дороги. Другими словами, эти пять агропредприятий либо не используют орошение, либо воруют воду.

Ведь официальных соглашений на поставку воды у них быть не может из-за отсутствия разрешений. Еще четыре имеют разрешения, но у них нет договоров на поставку воды. То есть здесь та же ситуация: они либо не орошают земли, либо, опять же, воруют воду.

Из оставшихся 22 еще 12 имеют разрешения и договоры на поставку воды, но вместе с ними имеют многочисленные протоколы за кражи воды разными способами: от возложения магнитов на счетчик до незаконных врезок или отводных каналов.

Ингулецкая оросительная система (далее ИОС) является самой открытой в Украине – из нее легче всего воровать воду. В большинстве случаев вода поставляется на поля прямо из каналов с помощью передвижных дизельных помп, принадлежащих самим аграриям.

В общем, ориентировочный объем краж воды составляет от 5% до 15% от общей подачи на поля. К примеру, в 2018 году по ИОС благодаря такой схеме было «потеряно» около 13,2 млн м куб. воды и незаконно орошалось около 1,15 тыс. га!

В 2019 году по ИОС было обнаружено 195 незаконных врезок в оросительные каналы, о которых специалисты, работающие на системе по 15-20 лет, якобы «не знали»!

Все это удалось обнаружить, благодаря тому, что в 2019 году было создано Управление каналов реки Ингулец, назначено новое руководство и появился отдел экономической безопасности, в основные задачи которого вошло обследование мелиоративной сети на территории обслуживания Ингулецкой оросительной системы на факт вмешательства или незаконного забора воды.

Что особенно интересно, до этого времени подобного отдела не существовало ни на одном предприятии, которое подчинялось Государственному агентству водных ресурсов Украины.

То есть, у государства представления не было, сколько воды теряется ежегодно и вместе с ней «вымывается» средств из бюджета. К тому же понятно, почему подобной службы не было, а информация скрывалась.

Если работники, обслуживающие канал, могут и не заметить передвижную помпу – потому что ее может просто не быть при обходе, то не увидеть врезок уже невозможно. Но почему-то их «не замечали» годами.

Как это происходит, хорошо известно – необходимо просто заплатить за «невнимательность». Но для этого нужны наличные деньги. А чтобы его получить за урожай, необходимо работать «в тени» полностью или частично. Проблема в том, что в сфере орошения в Украине на протяжении многих лет действует сговор между некоторыми фермерами и некоторыми руководителями насосных станций и оросительных систем: первые покупают воду для полива за наличные деньги за полцены, вторые списывают это как потери воды в системе. В результате обогащаются и те, и другие, а теряет государство.

С созданием организаций водопользователей подобная схема станет невозможной. Участники организации, которыми будут сами водопользователи, не будут закрывать глаза на кражу воды, за которую они заплатили, как за электричество для ее перекачки.

Также они сами будут вкладываться в развитие мелиоративных систем, сами определять тариф на полив, и никто не будет заинтересован, чтобы у них из-под носа воровали их же инвестиции.

Разрешение на спецводопользование – дуст от теневиков

При рассмотрении законопроекта №5202-д во втором чтении для учета замечаний экологов были внесены поправки, устанавливающие, что ОВП будет иметь право поставлять воду только тем, кто имеет разрешения на спецводопользование.

При этом водопользователь должен уведомлять ОВП об окончании действия разрешения или его отмене. Более того: ревизионная комиссия должна проверять соответствие между количеством фактически поставленной воды и объемом, предусмотренным в разрешении.

То есть, на ОВП возлагается обязательство контроля за тем, чтобы аграрии получали разрешенный объем воды и не больше кубометром. У кого же спецразрешений на водопользование нет, не может быть даже членом ОВП.

Все это сделано для гарантии того, что водный баланс, рассчитываемый Госводагентством при выдаче разрешений, будет соблюден.

Соответственно, уровни воды в источниках орошения не опустятся ниже минимально допустимого и водоемы не будут истощены.

Для работающих легально агропроизводителей это не проблема – у них разрешения есть. А вот у «теневиков» их нет и быть не может. Для получения разрешения необходимо указать, где расположены орошаемые земли, какова их площадь и из какого источника будет получаться вода для орошения.

А сделать это при отсутствии официально зарегистрированных договоров аренды земли, уплаченных налогов — это равносильно явке с повинной в налоговую.

Именно эти поправки, кстати, и обострили ранее скрытый конфликт между работающими и желающим и дальше работать легально, и теми, кто находится в «тени» и «имел в виду» и честные правила игры, и налоги, и водный баланс. Украины.

После принятия законопроекта №5202-д и по мере создания ОВП единственной возможностью получить воду для нынешних «теневиков» будет легализация, вряд ли соответствующая их планам.

Блог для издания «Экономическая правда»

Источник: ВАР

Вернуться
Обратная связь





×